Академия Кадров
Заказать звонок

Как проводится оценка персонала?

Сегодня мы с Вами подробнее остановимся на вопросе, как проводится оценка персонала. Обратим внимание на такой способ оценки персонала, как ассесмент центр. Рассмотрим основные приемы и методы проведения оценки сотрудников. Остановимся на вопросе, как разработать оценку персонала. Узнаем характерные черты и особенности таких  методов, как тестирование и аттестация.

Оценка персонала как проводится?

Первый вопрос, который возникает перед экспертом: оценка персонала, как она проводится. Успешность результатов оценки персонала напрямую зависит от методологии и техники проведения. Крайне важно разработать систему и стратегию проведения оценочных мероприятий.

Оценка персонала как проводится

Эксперту, осуществляющему оценку персонала необходимо тщательно подготовиться  и определить последовательность своих действий. В первую очередь, определить круг сотрудников, которые попадают под оценку. Так, например, если это подбор персонала гостиницы и сотрудников отелей необходимо разработать систему тестирования и интервьюирования кандидатов. Основной целью будет выявление характеристик свойственных именно этой вакансии.

При оценке сотрудников, которые уже работают в организации,  делим их на группы, основное условие формирование группы – профессиональная деятельность. Так, например, одинаковые методы оценки совершенно неприменимы для линейных сотрудников и руководящего состава одновременно. Руководящий состав лучше оценивать комплексом мер, таких как ассемент центр. О котором мы поговорим позднее.

Далее, что необходимо сделать – это создать идеальную матрицу сотрудника, на основании которой будем проводить сравнения. Сравнивать мы будем показатели, полученные в ходе оценки персонала с этой идеальной моделью работника. Повторимся, что на каждый вид деятельности создается своя уникальная матрица. Так же, матрица будет отличаться для соискателей и опытных сотрудников.

Ассесмент центр как метод оценки персонала

Ассесмент центр персонала – это самый эффективный способ проверки персонала. Ассесмент центр оценки персонала – это целый комплекс дополняющих друг друга методик оценки сотрудников. Мы уже говорили о центре оценки персонала и его особенностях. Уникальность данного метода в том, что он помогает выявить сразу несколько аспектов трудовой деятельности работников. Так же, данный метод позволяет выявить не только профессиональные, но и психологические характеристики сотрудников.

Ассесмент центр как метод оценки персонала

Особенности проведения ассесмент центра, как метода оценки персонала заключается в том, что он проводиться независимыми экспертами.  Внешние консультанты не должны быть знакомы с сотрудниками, в отношении которых проводится оценка. Эксперты должны быть приглашенными лицами, на которых политика компании не оказывает влияния.

Экспертам необходимо работать в группе и принимать решения коллегиально. Решения принимаются на основе наблюдения за сотрудниками в момент прохождения проверки. Экспертам сложно проводить подобную оценку в отношении сотрудников, работающих, например, вахтовым методом это специфические условия труда, что такое вахта и чем отличается командировка от вахты и как ней приготовиться мы уже обсуждали. Особое внимание уделяется определению профессиональных особенностей таких, как навыки, компетенции, результаты труда. Оценке подвергаются и личностные качества и особенности. В данном аспекте важные показатели честность, нравственность, ответственность и надежность.

Методы осуществления ассесмент центра как метод оценки персонала могут быть различны. Важно, чтобы они работали в комплексе. При проведении оценки персонала могут использоваться тесты, интервью, корпоративные игры с моделированием  рабочих ситуаций. Могут использоваться индивидуальные логические или технические задачи.

Проводить ассесмент центр как метод оценки персонала лучше группами. Количество человек в группе не должно превышать 10-11 человек. Ассесмент центр может занимать один день, но чаще всего, для проведения оценки сотрудников с помощью ассесмент центра требуется не менее недели.

Как разработать оценку персонала?

Разработка шкалы или матрицы идеального сотрудника это основная сложность разработки оценки персонала.  Всегда перед экспертами встает вопрос, как разработать оценку персонала, с учетом особенностей предприятия, квалификации работников, запросов руководства. Первое, с чем нужно определиться, это статус испытуемых, руководящий состав или исполнители. Таким образом, мы определим объект оценки сотрудников.

Как разработать оценку персонала

При разработке оценки персонала важно учитывать предмет оценки. Это могут быть результаты трудовой деятельности, личностные качества, рабочий процесс сотрудников, уровень сложности поставленных задач, компетенция, соответствие занимаемой должности. Предметом оценки могут быть личностные и психологические особенности сотрудников.

При разработке оценки персонала необходимо определиться, какие цели мы преследуем, проводя оценку работников. Цели могут быть практические, те которые отражают и влияют на ситуацию в данный момент развития предприятия. Вероятно, что необходимо поставить прогностические цели, что позволит в дальнейшем выбрать стратегию развития предприятия.

Все результаты проверки неизменно будут разделены на группы. Группа результатов с количественными показателями, группа результатов с качественными показателями.  Данные группы так же необходимо учитывать при разработке оценки персонала.

Аттестация, как метод оценки персонала

Как метод оценки персонала аттестация используется в отношении сотрудников государственных органов, ведомств. В отношении данной категории сотрудников аттестация является обязательным процессом. В коммерческих организация работодатель также может проводить аттестацию сотрудников на соответствие занимаемой должности.

Аттестация как метод оценки персонала

Аттестация может быть как внешняя, которая проводится сотрудниками сторонних ведомств, так и внутренняя. Основное отличие аттестации, как метода оценки персонала, от анкетирования, интервьюирования и ассесмет центра заключается в том, что условия аттестации регламентированы на государственном уровне.

Педагогические работники это одна из тех категорий, которая систематически проходит аттестации. Целью аттестации педагогов является определение их профессиональной пригодности.  Аттестация педагогов позволяет определить их профессиональную категорию. Результаты аттестации педагогов действительны в течение 5 лет.

Аттестация, в отличие от иных способов оценки персонала может являться основанием для отстранения сотрудника от занимаемой должности или понижения уровня его категории. Но для настоящих профессионалов результаты аттестации могут быть основанием для карьерного роста, повышения квалификации. Приятным моментом успешной аттестации сотрудника является и рост заработной платы.

Аттестация может проводиться при приеме на вакантную должность специалистов, конечно, при подборе рабочего персонала и на вакансии разнорабочих, проведение аттестации будет явно лишним. В данном случае будет достаточно проведения интервьюирования.

Тестирование, как метод оценки персонала

Рассмотрим особенности тестирования, как метод оценки персонала. Основная особенность данного метода заключается в том, что нет уникального теста для комплексного исследования работника. Есть тесты, составленные для определения профессиональной пригодности сотрудника. Существуют психологические тесты и тесты на выявление личностных характеристик.

Тестирование как метод оценки персонала

Тест, в отличие от аттестации не является унифицированной формой проверки сотрудников. Как метод оценки персонала тестирование может использоваться и в отношении соискателей на вакантную должность и в отношении уже работающих сотрудников. Например, подборе персонала для салона красоты и сотрудников смежных направлений необходимо тестировать кандидатов практическими заданиями.

В идеальном варианте разработка теста должна проводиться для каждой компании. Лучше не использовать общие тесты, а разработать уникальный тест, который будет в большей мере отражать запросы компании. Тестирование уже давно стало неотъемлемой частью рекрутинга. Мы уже рассуждали и что такое рекрутинг и для чего он нужен, а также его особенности уже рассматривали ранее.

Тестирование, как и все методы оценки персонала, имеет свои цели и задачи. Тестовые задания необходимо тщательно разрабатывать, но лучше, для составления задания для тестирования пригласить профессионала. В этом случае результат тестирования будет наиболее эффективным. Особое внимание нужно обратить на обработку результатов тестирования.  На основании результатов тестирования необходимо составить заключение, которое и станет основой для дальнейших действий руководства компании.